СамоубийствоИх презирают или ими восхищаются, а иногда и подражают. Они совершают последний шаг в одиночестве или в группе – самоубийцы. Желание жить скрыто в самой человеческой природе. Но история культуры человечества включает в себя немало случаев самоубийства.

 

Самоубийство, суицид, добровольная смерть

Вопрос о том, имеет ли право человек лишать себя жизни по собственному выбору, всегда приводит к страстной дискуссии. Это касается фундаментального понимания жизни и поэтому вряд ли оставляет кого-то равнодушным. Термин «самоубийство» датируется, скорее всего, 16-м веком и восходит к реформационному перевороту Мартина Лютера. В то время это действие оценивалось как убийство – в соответствии с линией, принятой церковью.

Выражение «добровольная смерть» применил Фридрих Ницше, написав в 1884 году философский труд «Так говорил Заратустра». Он заявил о свободе выбора и считал, что каждый человек волен «не ползти навстречу ухмыляющейся смерти, а принять свободное решение». Но является ли решение о самоубийстве свободным или это скорее акт отчаяния? Об этом спорят сторонники и критики термина «самоубийство».

Существуют и такие фразы, как «наложить на себя руки» или «лишить себя жизни». Они выглядят более безобидными по сравнению с термином «самоубийство». Это дает возможность - по крайней мере, на словах - внутренне дистанцироваться от насилия самоубийства.

Философское отношение к жизни

Термин «стоическое хладнокровие» восходит к греко-римской философской школе Стоа, то есть «стоицизм». Она учила относиться к жизни беспристрастно, без больших перепадов настроения, отдавая приоритет качеству жизни. Хорошая жизнь не обязательно долгая жизнь. Если жизнь полна страданий от болезней и боли, нужно переносить бедность, голод или власть тирана – с ней лучше добровольно расстаться, учили стоики. Убейте себя, потому что негативная сторона жизни перевешивает позитивную - в социологии это назвали позже «балансом самоубийства».

Самым известным стоиком был Сенека – воспитатель императора Нерона. Это не помешало Нерону позднее обвинить Сенеку в заговоре и заставить наложить на себя руки. Сенека стоически повиновался. Стоик Гегесий написал книгу о самоуморении голодом, в которой настолько широко и мрачно пропагандировал самоубийство, что его обвинили в подстрекательстве к смерти, а книгу сожгли. Тем не менее, самоуморение голодом стало практиковаться среди стоиков.

Честь побежденного

Также отважны перед лицом смерти были древние германцы – но по другой причине. В бою они предпочитали смерть от собственной руки. Их идеалом был бог войны Один, убивший себя своим мечом. Поэтому считалось почетным погибнуть именно во время боя. Самоубийство при поражении в бою – для спасения чести – было широко распространено.

Античные римские политики добровольно или по приказу правителя, чье доверие они потеряли, вскрывали вены на запястье. Египетская царица Клеопатра дала ужалить себя гадюке, потеряв свою силу. Ей было всего 39 лет.

В 20-м веке также есть примеры самоубийства после поражения, например, главнокомандующие нацистской диктатуры. Они предпочитали самоубийство суду и приговору союзников.

«Благородный» долг самурая

В Японии в период позднего средневековья существовало рыцарство, члены которого называли себя «самураями». Их «благородным» долгом было убить себя в случае поражения – сделать себе харакири. Для этой цели применялся специальный небольшой меч, которым самураи вскрывали себе живот. Последующая длительная агония иногда сокращалась другом, отрубающим голову самоубийце. В 1868 году харакири в Японии было запрещено.

Массовые самоубийства

После проигранной войны погибали от собственной руки не только высшие военные чины. Нередко и гражданские лица выбирали самоубийство. Они действовали не для сохранения чести, но от отчаяния и страха, из боязни мести победителя. Когда римские войска победили немецких воинов, их жены убили сначала своих детей, а потом и сами приняли смерть, чтобы не попасть в руки врага.

Самое известное массовое самоубийство в истории имело место в крепости Масада в Израиле. В 73 году нашей эры евреи отступили в безнадежной борьбе против римских войск. Их лидер Элазар в пламенной речи призвал их умереть свободными людьми, совершив коллективное самоубийство. Так, в один день погибли от собственной руки 960 человек. Государство Израиль объявило крепость Масада национальным мемориалом.

Вскоре после окончания Второй мировой войны, в мае 1945 года, 900 человек совершили массовое самоубийство в городе Деммине на севере Германии. В течение трех дней они убили своих детей и внуков и убили себя. Истерия самоубийств возникла из страха перед наступающей Красной Армией, так как раньше нацисты расстреляли здесь 20 русских солдат.

Христианская борьба с самоубийством

В раннем христианстве отношение к самоубийству изначально было положительным. Многие последователи Иисуса считали распятие и смерть Христа и апостолов образцом добровольной смерти, и они принимали «мученичество» - и даже по малейшему поводу. Эта истерия христианских самоубийств была остановлена в конце 4-го века. Введенная заповедь «не убий» имела в виду и лишение жизни себя самого. Она ставила самоубийц в один ряд с убийцами, которые попадали под угрозу вечного проклятия. Теперь самоубийцы больше не могли полагаться на смерть Иисуса, они были приравнены к повесившемуся предателю Иуде. Самоубийц не положено было отпевать и хоронить в освященной церковью земле с 7-го века.

Церковное осуждение самоубийства было принято и светскими властями. Самоубийство в средневековой Европе наказывалось, хотя это наказание исполнялось на трупах. Тела пороли, тащили по улицам, а затем вешали. Зачастую и родственников самоубийцы приговаривали к общественному позору.

Церковь и активная эвтаназия

Вопрос о том, нужно ли осуждать самоубийц, до сих пор горячо дискутируется. Служители Бога резко осуждают факт суицида. В настоящее время прибавились дебаты об эвтаназии, которая официально разрешена в некоторых странах.

Христианские богословы и церковные лидеры отвергают активную эвтаназию: решение об уходе, принятое неизлечимо больным человеком, становится тяжким грузом для его родственников. Церковь поощряет добровольную работу в хосписах – помощь умирающим, у которых достаточно времени для общения с Богом. Но она решительно против эвтаназии. Христианские богословы утверждают, что умирающий должен отдать себя в руки Господа, а не брать на себя такую ответственность.

Читайте также:


Additional information